Детское слухопротезирование

06.10.2023

Одна из главных задач современной медицины – восстановить утраченное здоровье человека. Правда, одно дело - вернуть потерянные функции организма после болезни или травмы. И совсем другое - реанимировать способности, которые были нарушены в детстве или полностью отсутствуют с рождения. Это гораздо сложнее и требует тонкого профессионального подхода. Тем более, если речь идет о проблемах со слухом у детей.

Немного статистики. В среднем на 1000 младенцев 3-4 рождаются с проблемами слуха, 2-3 глухота настигает в первые годы жизни. Если говорить о причинах, то в половине случаев тугоухость и глухота детей - генетический фактор, а 90% тугоухих детей рождаются от слышащих родителей. 20-30% случаев врожденной потери слуха неизвестного происхождения, 5-10% нарушений слуха перинатального происхождения, когда мама переболела краснухой, цитомегаловирусом, герпесом или другими инфекциями. В 10-20% случаев нарушения проявляются в постнатальный период, когда потеря слуха - последствие травмы головы, детской инфекции (менингит, корь, ветрянка), побочный эффект антибиотиков или других лекарств.

Болезни уха до сих пор не считаются общественно значимыми недугами. И напрасно. Ведь нарушения слуха могут обернуться серьёзным проблемам социальной адаптации. Четкий слух очень важен на этапе развития речи ребёнка, для формирования его интеллекта, а значит тугоухость и глухота ведут к умственной отсталости, монотонной и неразборчивой речи.

Стоит понимать, что до трёх лет ребёнок с нарушением слуха не осознаёт своей болезни. Грудничок и малыш первых лет жизни постоянно находится с мамой, поэтому не дети, а родители больше переживают из-за дефекта слуха. Важно чтобы взрослые знали о возможностях и необходимости слухопротезирования и активно участвовали в реабилитации ребенка.

Цель реабилитации — помочь слабослышащему или глухому ребёнку приспособиться к жизни среди слышащих людей, освоить пассивную и активную речь, а также улучшить его умственное, эмоциональное и социальное развитие.

Эффективность реабилитации зависит не только от возраста, в котором возникло нарушение слуха, а еще от доброжелательной позиции членов семьи, учителей и сверстников. Реабилитация проходит гораздо труднее, если ребенок имеет задержку психического развития, рассеянное внимание, сбой в моторике, кинестетике, зрительно-двигательной координации и проблемы со зрением. Глухота родителей, тем более если они пользуются только язык жестов, тоже негативно влияет на процесс реабилитации. Сложно добиться эффекта и, когда родители не до конца осознают масштабы проблемы и важность своего участия в развитии ребенка. Необходимо, чтобы все члены семьи включились в работу.

Правильные условия, в которых будет расти и развиваться слабослышащий ребёнок, дают больше шансов, что интеллект и речь будут формироваться как у здоровых детей. 

  1. В любой повседневной ситуации следует ок­ружить ребёнка речью. Если при этом независимо от степени потери слуха малыш будет пользоваться слуховым аппаратом, то уже в течение первого года речь будет развиваться наравне со здоровым ребёнком. В слуховом аппарате ребёнок сможет различать бОльшую часть элементов речи, а значит воспринимать язык близко к естественному звучанию и повторять слова. Если односторонняя тугоухость у ребёнка с рождения или раннего детства, то довольно долго эти нарушения остаются незамеченными и принципиально не влияют на развитие речи и языка. Таким детям нужно обязательно находиться среди сверстников. Речь ребёнка формируется через подражание и эхо-реакции, а значит есть надежда, конечно, замедленного, но все же физиологического развития.
  2. Важно приблизить к ребенку и звуки окружающей среды. Это даёт шансы развития остатков слуха, улучшения функциональных возможностей слухового восприятия.
  3. Реабилитация для ребёнка должна проходить в игровой форме. Стоит использовать каждый удобный случай для разговора и создавать ситуации, чтобы подтолкнуть малыша к спонтанному общению. Закреплять полученные достижения нужно постоянными упражнениями в тех же, а потом и в других обстоятельствах. Ситуации и упражнения должны быть приятными для ребёнка.

Для эффективной реабилитации обязательно нужно использовать слуховой аппа­рат и ушной вкладыш. Без технических средств, увы, максимального результата добиться невозможно. Важно подобрать их индивидуально и вовремя. Это делает профессионал на основе аудиометрических исследований.

Для детей с двусторонней тугоухостью используют два аппарата. При дефекте наружного уха применяют повязку с костным слуховым аппаратом. Модель аппарата, как правило, выбирают, опираясь на внешние характеристики, тип тугоухости и возраст ребёнка. По способу расположения различают заушной, внутриушной и аппарат в очковой оправе. Ушной вкладыш также могут изготовить из мягкого или твердого материала. Обязательное условие для родителей: научиться пользоваться оборудованием и постоянно наблюдаться у специалиста по слухопротезированию. Врач должен регулярно проводить контрольные аудиометрические исследования.

Особенности слухопротезирования для маленьких детей:

-  достаточно сложно получить точную оценку порогов слуха (аудиограмму), которая необходима для настройки слухового аппарата

- ребёнок не может достоверно определить, хорошо ли он слышит в слуховом аппарате и как чётко различает обращенную речь

- достаточно сложно изготовить индивидуальный ушной вкладыш маленького размера

- маленькие размеры ушного прохода создают трудности при настройке слухового аппарата

Настройка слухового аппарата, а тем более для ребёнка – дело ювелирное. Это требует времени, опыта, профессиональных умений и способности сочувствовать маленькому пациенту с нарушенным слухом. Подбор и настройку слухового аппарата ребёнку проводит только аудиолог-сурдолог с опытом работы с детьми. Для малыша важно подобрать аппарат с «запасом мощности» в 30-35%. Ведь у части детей отмечают прогрессирующее снижение слуха в течение первых лет жизни, а значит «запас мощности» поможет компенсировать его. Работа слухового аппарата не на максимальной мощности обеспечивает лучшее качество речи. Снижает вероятность возникновения акустической обратной связи и искажения звуковых частот.

Важно помнить, что параметры аппаратов при настройке должны соответствовать слуховой способности ребёнка, а в процессе взросления их стоит менять под новые анатомические характеристики его уха. Специалисты рекомендуют проходить контрольную диагностику как минимум раз в полгода.

Всю процедуру слухопротезирования в целом нужно многократно проверять, настройка детских аппаратов – задача более сложная, чем для взрослого человека. И тесное сотрудничество с родителями, врачами, педагогами и всеми теми, кто ежедневно общается с ребенком, просто необходимо.

Контакты
Выберите город и ближайший салон.
Красноярск
Енисейск
Лесосибирск
Воронеж
Комсомольск-на-Амуре
пр-т им. Газеты Красноярский рабочий, 41
Россия, Красноярск
только выездной прием
Россия, Енисейск
ул. Белинского д. 19, пом.90, каб.6
Россия, Лесосибирск
ул. Домостроителей, д. 45
Россия, Воронеж
ул. Кирова, 25, офис 9
Россия, Комсомольск-на-Амуре